Обзор автомобильного рынка Казахстана за март 2015 года

Обзор автомобильного рынка Казахстана за март 2015 года

24 апреля 2015

Автомобильный рынок закрыл I квартал с результатом официальных продаж в 25385 единиц. Продажи в марте составили 8369 единиц автотранспортных средств.

В ОЖИДАНИИ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Автомобильный рынок закрыл I квартал с результатом официальных продаж в 25385 единиц. Продажи в марте составили 8369 единиц автотранспортных средств. Новые ценовые уровни, сложившиеся на рынке с начала года, способствовали перераспределению долей внутри классов. Наблюдается «ап-шифтинг» среди классов легковых автомобилей. Таким образом, доля продаж автомобилей класса С снизилась на 6,38% в пользу автомобилей класса В. Наименьшие потери несут автомобили российского производства. Такие факторы как повышение ставок кредитования, нестабильность на валютном рынке будут сдерживать рост официальных продаж в 2015 году. Контр-цикличные меры предложенные Президентом РК в конце прошлого года на подходе. Реализация будет происходить в рамках Программы «Нурлы Жол». Завершаются подготовительные работы. Одной из первых ласточек стало льготное автокредитование.

Андрей Лаврентьев
Президент Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса

КРАТКИЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР

КАЗАХСТАН: МАРТ 2015 ГОДА, ПОКАЗАТЕЛИ МАКРОЭКОНОМИКИ

Краткосрочный экономический индикатор за январь-март 2015 года вырос на 2%. ВВП РК за I квартал 2015 года вырос на 2,2%. Замедление роста экономики РК в первые три месяца текущего года является отражением неблагоприятной экономической обстановки в ключевых для Казахстана направлениях. Это и низкие цены на сырьевом рынке, и кризис теньговой ликвидности внутри страны, снижение кредитования, также рецессия в России. Крупнейшие отрасли экономики как промышленность, торговля и транспорт продолжают показывать низкий уровень прироста. Ожидания девальвации тенге в I квартале 2015 года не оправдались. Однако тенге продолжает постепенно терять свои позиции против доллара США. Курс тенге к доллару США в марте показал ослабление на 0,32% (185,6 тенге на 31.03.2015 г. против 185,5 тенге на 28.02.2015 г.). Наблюдается также ослабление тенге против российского рубля на 5,94% (3,21 тенге на 31.03.2015 г. против 3,03 тенге на 28.02.2015 г.). В целом сейчас курс рубля далек от своих минимумов, которые достигались в январе 2015 года. По мере укрепления рубля, пара RUB/KZT начнет приближаться к привычному историческому уровню. Дешевые товары, хлынувшие из России, существенно сдерживают инфляцию, которая выросла в марте на 5,2%, против 6,1% в феврале.

ДИНАМИКА РОСТА ВВП КАЗАХСТАНА

РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА

ИМПОРТ И ПРОИЗВОДСТВО

Объем продаж новых автомобилей проданных в Республике Казахстан по итогам первого квартала упал на 27,27% (25385 ед. против 34904 ед.) по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. 

Доля импорта среди новых автомобилей осталась на уровне февраля — 89,4% (22704 ед. против 27790 ед. в 2014 г.). Таким образом, мы видим рост доли рынка ввозимых автомобилей на 9,8% в годовом выражении.

Автомобили, произведенные в РК, занимают 10,6% доли рынка среди реализованных за первые три месяца новых автомобилей. Результат отечественных автомобилей — 2681 ед. против 7114 ед. в 2014 г. Мы связываем спад продаж отечественных автомобилей с ожиданием населения программы льготного кредитования, которое стартовало 20 апреля текущего года. 

Доля импорта российских автомобилей выросла на 15,9% по сравнению прошлого годом (71,8% против 55,9%в 2014 г.). Однако в количественном выражении российские автомобили показывают спад на 6,5%. Существенно упали продажи автомобилей GAZ (944 ед. против 1960 ед. в АППГ). Максимальный количественный рост среди автомобилей российского производства показывают автомобили Volkswagen (812 ед. против 420 ед. в АППГ). Третье место после отечественных автомобилей по итогам продаж занимают автомобили японского производства с 7% долей рынка. Среди автомобилей, произведенных в данной стране, количественный рост за первый квартал показывают автомобили Subaru с моделями Forester и XV, Lexus моделями автомобилей LX, RX, GX, так же автомобили Isuzu. Автомобили же узбекского происхождения демонстрируют количественный спад с начала года (804 ед. против 1128 ед. в 2014 г.). Импорт из Турции в основном представляют автомобили Toyota Corolla, данных автомобилей за отчетный период было продано 326 ед. против 492 ед. в 2014 г. Британские авто, несмотря на колоссальный спад продаж в годовом выражении, снова вошли в список топ стран-автопроизводителей, чьи автомобили пользуются популярностью на отечественном рынке. Данное падение произошло на фоне общего спада продаж автомобилей Nissan, так же ввиду старта импорта автомобилей этого бренда из России.

РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА


ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЯНВАРЯ — МАРТА 2015 ПО ПРИСУТСТВИЮ БРЕНДОВ НА РЫНКЕ РК

По итогам трех месяцев объем продаж автомобилей составил 25385 единиц, что свидетельствует о падение рынка в первом квартале на 27,3% по сравнению с АППГ. 

Первую строку таблицы общих брендов присутствующих на рынке Казахстана занимает Lada с результатами продаж в 9331 ед. и 36,76% долей от всех продаж новых автомобилей. Количественный спад по сравнению с АППГ составил 8,19%. 

Вторым по объему продаж стал бренд Hyundai. Его результат — 3118 ед. и 12,28% доли рынка. 

Бренд Kia — 2193 ед. продаж с начала года и 8,64% доли присутствия на рынке новых автомобилей.

Toyota сохраняет за собой 4-е место рейтинга с результатом — 2132 ед. и 8,40% доли рынка. На долю автомобилей Camry пришлось четверть продаж этой марки (537 ед.). 

По итогам первого квартала 5-е место занимает бренд Renault, продажи которого выросли на 48,24% по сравнению с прошлым месяцем текущего года (590 ед. против 398 ед. в феврале). Такой рост произошел благодаря появлению возможности приобретения автомобиля Renault на новых кредитных условиях в период с 5 марта по 31 мая. Всего с начала года было реализовано 1324 ед. автомобилей этой марки.
Автомобили GAZ так же сохраняют за собой позиции прошлого месяца. Всего с начала года этих автомобилей было продано — 944 ед. Таким образом, мы видим количественный спад в годовом выражении на 51,84%. Такое падение произошло не только вследствие общего падения рынка, но и вследствие рекордных продаж GAZ в феврале 2014 года в 1105 ед. 

7-е место рейтинга занято брендом Uaz с количественным ростом на 10,15% (933 ед. против 847 ед. в АППГ). 

С начала года было продано 859 ед. автомобилей Volkswagen, что на 67,77% больше прошлогодних результатов. Возможно автомобиль Polo, на долю которого приходится 84% продаж этого бренда, сможет повторить успех, произведенный этой моделью на европейских автовладельцев. Ведь Volkswagen Golf и Volkswagen Polo на протяжении нескольких лет входят в топ-5 самых продаваемых автомобилей в Европе. 

Chevrolet, равно как и в соседней России, продолжает терять свои позиции. По итогам обозреваемого периода этот бренд потерял 5,53% доли рынка и показал рекордный количественный спад на 74,78% (736 ед. против 2918 ед. в АППГ). 

Замыкает десятку бренд Daewoo с количественным спадом на 32% (733 ед. против 1078 ед. в АППГ).

РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЯНВАРЯ-МАРТА 2015 ПО ПРОДАЖАМ АВТОМОБИЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 

Всего с начала года было реализовано 2681 ед. автомобилей отечественного производства. Спад количества проданных автомобилей в годовом сравнении на 62,31% (против 7114 ед. в АППГ). Лишь немногим в нынешних условиях отрицательной динамики рынка новых автомобилей удалось показать положительный темп роста, а именно такие автомобили, как Hyundai Auto Truck & Bus County, автомобили Kia и Peugeot 508 показывают количественный рост продаж в отчетном периоде. Грузовики Hyundai HD 260 и Iveco Daily сохранили свои прошлогодние результаты. 

По сравнению же с февралем текущего года сегмент внедорожников, коммерческой техники, минивэнов и пикапов показывают количественный рост продаж. Среди внедорожников казахстанского производства положительный темп роста показывают такие автомобили как LADA 4×4, SsangYong Kyron, SsangYong Nomad. Среди коммерческой техники автомобилям Iveco TIPPER, Peugeot Partner Panel Van, Hyundai HD 45 удалось увеличить объем продаж. Отечественные минивэны Peugeot Partner Tepee, Chevrolet Orlando, Hyundai TQ-1/H-1 так же показывают рост продаж в сравнении с прошлым месяцем. Единственный представитель сегмента пикап SsangYong Actyon Sports показывает количественный рост на 60% по сравнению с февралем текущего года. 

В сегменте же легковых автомобилей наблюдается спад продаж, как в годовом выражении, так и в сравнении с прошлым месяцем (-66,75% и −24,55% соответственно).

Вследствие акции и скидок, которые автосалоны проводят этой весной на свои автомобили, произошли некоторые сдвиги в ценовых диапазонах. Так, такие автомобили как Peugeot 301, Hyundai Elantra, Kia Rio, Peugeot 508 сместились в более низкий ценовой сегмент.

С начала года автомобилей в ценовом диапазоне от 10-15 тыс. USD было продано 44 ед. Такое большое падение обусловлено уходом с рынка автомобилей ZAZ.

Самыми популярными с января по март 2015 г. были легковые автомобили из ценового сегмента от 15-20 тыс. USD с результатом 580 ед. продаж.

Результат автомобилей в диапазоне от 20-25 тыс. USD — 385 ед. Спад продаж в годовом сравнении на 72,61% (против 1406 ед. в АППГ).

Продажи автомобилей в ценовом диапазоне от 25-40 тыс. USD так же упали на 72,46% по сравнению с АППГ (122 ед. против 443 ед.).
Самая большая доля вместе с тем и самое большое падение продаж в этом сегменте пришлось на автомобили Skoda Octavia, продажи которых упали на 71,66% (70 ед. против 247 ед. в АППГ.)

Как известно, класс «Премиум» менее подвержен влиянию кризиса, чем массовый сегмент. Так, Kia Cadenza из ценового диапазона от 40-80 тыс. USD показывает рост продаж, продажа же Kia Quoris осталась на прошлогоднем уровне.

Из-за шоковой девальвации рубля и роста поступлений автомобилей с РФ, у казахстанских производителей увеличились стоки, что вынудило предпринять жесткие меры по снижению розничной стоимости, включая различные акции, скидки, для выравнивания искусственно упавших цен в РФ до момента укрепления рубля. Таким образом, появилась возможность приобретения автомобилей не только по выгодным кредитным условиям, но и по новой сниженной цене. Средняя цена на отечественные легковые автомобили снизилась на 9,17% с начала года.

РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПО СЕГМЕНТАМ РЫНКА

Продажи всех легковых пассажирских автомобилей (PC) за первые 3 месяца составили 69,32% доли рынка (17596 ед. против 21068 ед. в АППГ). Количественный спад в этом сегменте на 16,48%. Автомобили класса B по-прежнему являются лидерами по продажам. Продажи этих автомобилей демонстрируют количественный спад как в сравнении год к году, так и в сравнении с прошлым месяцем (-6,98% и −16,58% соответственно). Рост в этом классе показывают Hyundai Accent (2400 ед. против 2200 ед. в АППГ), Lada Largus (2255 ед. против 1022 ед.), Kia Rio (1538 ед. против 1268 ед.), Volkswagen Polo (721 ед. против 414 ед.), Renault Logan (342 ед. против 296 ед.) и др. на втором месте по популярности автомобили класса С (2111 ед. против 3966 ед. в АППГ). В этом классе ощутимых результатов добились Hyundai Elantra — количественный рост на 55,43% и Daewoo Gentra, продажи которых начались в марте 2014 г. (252 ед. против 28 ед. в АППГ). Продажи автомобилей Е класса выросли в сопоставлении с прошлым годом на 5% (690 ед. против 657 ед. в АППГ). Многие автомобили представленные в этом классе показывают количественный рост в годовом выражении так, к примеру, Toyota Camry стала лучше продаваться на 26,95% (537 ед. против 423 ед. в АППГ), продажи Nissan Teana увеличились в три раза, результат Audi A6 — 15 ед. против 4 ед. Представители F класса — Jaguar XF, Porsche Panamera так же показывают количественный рост.

Сегмент внедорожников занимает 22,40% доли рынка от общих продаж новых автомобилей с начала года (5686 ед. против 10013 ед. в АППГ). 31,13% продаж здесь пришлись на долю компактных SUV (1770 ед., 7% от общих продаж новых автомобилей). Количественный рост среди этих внедорожников показывают Volkswagen Tiguan, Lexus RX, Mazda CX-5. Второй по популярности класс — Стандартные SUV с количественным спадом на 20,77%. Рост в этом классе показывают: Geely Emgrand X7 (увеличение продаж в два раза), Lexus GX (рост на 25%) и Mitsubishi Pajero Sport. Среди среднеразмерных SUV по результатам трех месяцев Toyota Fortuner на первом месте (188 ед.). Рост в этом классе показывают автомобили Subaru Forester (113 ед. против 105 ед. в АППГ) и Ford Edge и Audi Q5. Сегмент полноразмерных SUV показывает количественный рост по сравнению с прошлым годом на 55,13%, хоть и на долю этих внедорожников пришлось наименьшее количество продаж внедорожников за отчетный период (816 ед. против 526 ед. в АППГ). Самыми популярными внедорожниками длиной более 4,8 м. были Toyota LC200 (277 ед. против 207 ед. в АППГ), Lexus LX (104 ед. против 59 ед. в АППГ). 

Сегмент коммерческих автомобилей показал результат — 1768 ед. автомобилей, количественный спад на 40,47% (против 2970 ед. в АППГ). По количеству продаж первое место в этом сегменте традиционно занимают малотоннажные грузовики, хоть и показывают количественный спад в сравнении год к году на 54,91%. Самыми популярными здесь остается GAZ 3302. Его результат — 605 ед. продаж. Gaz Next показывает рост на 46,27%. Среди развозных автомобилей рост показывает лишь Uaz 3303, рост количества продаж на 17,86%. Сегмент крупнотоннажных грузовиков с начала этого года пополнился брендом Kamaz. Всего этих грузовиков за 3 месяца было реализовано 206 ед. Среди микроавтобусов незначительный рост показывает лишь GAZ 2217. Сегмент средних автобусов показывает рост по сравнению год к году, данный класс представляют — Hyundai County, Iveco A 42.13, Iveco A 50.13. 

Класс больших автобусов представлен лишь продажами автобусов Iveco Citelis, выпуск которого планируется наладить в ближайшее время в г. Костанай. Заместитель акима г. Алматы Юрий Ильин дал высокую оценку комфортности и многофункциональности данного автобуса вовремя своего визита автозавода в г. Костанай в рамках инициативы Президента РК по запуску акции «Қазақстанда жасалған».

РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА

ИТОГИ ПРОДАЖ АВТОРЫНКА В ЦЕНОВЫХ СЕГМЕНТАХ

В денежном эквиваленте, за период с начала года, официальный рынок продаж новых автомобилей показал спад на −29,96% и составил сумму 552,8 млн. USD (по нашим оценкам базовых цен), в АППГ эта цифра равнялась 789,3 млн. USD.

На долю импортеров пришлось 487,3 млн. USD (по нашим оценкам базовых цен). Это на 21,69% меньше, чем в первом квартале прошлого года (622,2 млн. USD).

Отечественных автомобилей было реализовано на сумму 65,5 млн. USD (по нашим оценкам базовых цен). Спад на 60,76% в сравнении с прошлогодним результатом — 167,1 млн. USD.

За первые три месяца с начала года большая часть продаж пришлась на долю автомобилей из ценового сегмента от 10-15 тыс. USD — 45,61%. Причиной тому послужили все те же акции и скидки, благодаря которым цены на некоторые модели автомобилей сместились в более низкий ценовой сегмент. 

Вторыми по популярности были автомобили по цене от 15-20 тыс. USD, на их долю пришлось 20,69 % от общих продаж.

Автомобилей по цене от 25-40 тыс. USD было реализовано — 2636 ед., это — 10,38% доли рынка новых автомобилей. У автомобилей из ценового диапазона от 20-25 тыс. USD и у автомобилей из ценовой категории от 40-80 тыс. USD почти одинаковый результат — 6,69% и 6,54% доли рынка соответственно.

Средняя цена предложения легковых автомобилей в марте составила 18958 долларов США, против 22979 за АППГ. Благодаря скидкам автосалонов снижение средней стоимости автомобиля в годовом выражении составило 17%.

В диаграмме представленной ниже можно проследить тенденции спроса на легковые автомобили и внедорожники в зависимости от их цены. Рост наблюдается лишь в ценовом сегменте от 10-15 тыс. USD. Расширения альтернативного предложения на рынке новых и подержанных автомобилей, создают новый порог потребительских предпочтений, что находит свое отражение в структуре рынка.

РЫНОК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

ИТОГИ ПРОДАЖ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (PC, SUV, MPV, PU) В РК, МАРТ 2015

В категории легких автомобилей (мы традиционно включили в эту таблицу PC, SUV, MPV, PU массой до 3,5 тонн) спад продаж в марте на 35,38% (7705 ед. против 11924 ед. в АППГ). 

Первую строку таблицы занимают автомобили Lada с количественным спадом на 15% (3080 ед. 3615 ед. в АППГ). Такое падение обусловлено падением продаж автомобилей Priora (646 ед. против 1215 ед. в АППГ). На долю этих автомобилей приходилась большая часть продаж данного бренда. 

Hyundai по итогам трех месяцев на 2-м месте (1007 ед. против 1360 ед.) несмотря на количественный спад на 25,95%. Наиболее успешными среди всех автомобилей данного бренда были автомобили Accent. Рост же в сравнении с мартом прошлого года показывает автомобиль Elantra, который с июня прошлого года сходит с конвейера «СарыаркаАвтоПром». 

Продажи Kia упали на 54,13% (689 ед. против 1502 ед.). 

Автомобилей Renault было реализовано на 15,71% меньше, чем в марте 2014 г. Однако, итоги за март текущего года выглядят немного лучше, чем итоги февраля. Наибольшая доля прироста приходится на долю автомобилей Sandero. 

Пятую строку рейтинга заняли автомобили Toyota с количественным спадом на 35,07% в сравнении с АППГ. Большая часть стоков автомобилей этой марки были раскуплены еще в начале нынешнего года. 

Результат Volkswagen за март — рост продаж на 65,42% по сравнению с мартом 2014 г. и 6 место рейтинга самых популярных брендов представленных на отечественном рынке. 

Chevrolet продолжает терять свои позиции в рекордном темпе, спад продаж на 71,32% по сравнению с прошлогодним мартом (255 ед. против 889 ед.). 

Бренду Uaz удается сохранить положительное нарастание продаж как в сравнении с прошлым годом, так и в сравнении с прошлым месяцем.
Daewoo занимает 9-ю строчку рейтинга с результатом — 178 ед. Большая часть продаж этих автомобилей так же пришлась на начало этого года.

Автомобили Nissan опустились на 5 строчек вниз по итогам продаж за март и сегодня они в роли замыкающих первой десятки. Количественный спад продаж — 78,59%. Падение продаж наблюдается так же во всей модельной линейке.

РЫНОК КОММЕРЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

ИТОГИ ПРОДАЖ КОММЕРЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В РК, ЯНВАРЬ-МАРТ 2015

По итогам с начала года на рынке официально представленной коммерческой техники РК было реализовано 1768 ед. новых автомобилей. Количественный спад продаж на 35,71% по сравнению с январем-мартом 2014 г. (против 2750 ед.).

В классе малотоннажных грузовиков общий объем снизился на 54,71% (767 ед. против 1701 ед. в АППГ). Популярными в этом сегменте остаются грузовики семейства Gaz. Продажи развозных автомобилей так же показывают спад. Их результат за первые три месяца текущего года — 389 ед. против 607 ед. в АППГ. Более 52,44% продаж в этом классе приходиться на долю автомобилей Uaz 3909. Класс крупнотоннажных грузовиков пополнился в 2015 г. грузовиками Kamaz. В марте лидерами продаж среди грузовиков с грузоподъемностью более 10 т. были грузовики Kamaz, Scania и Iveco. Вместе эти марки захватили 85,76% этого класса в марте. Продажи микроавтобусов за первый квартал сократились на 26,12% в сравнении с АППГ. Класс средних автобусов занимает 2,03% рынка, их представляют всего 3 модели: Hyundai County, Iveco A 42.13 и Iveco A 50.13.

По общему количеству продаж первое место традиционно принадлежит грузовикам Gaz. Им принадлежит 53,39% доли рынка продаж новых коммерческих автомобилей. 60% продаж приходится на модель Gaz 3302. Автомобилей Uaz было продано на 15,77% меньше, чем в АППГ. 

Для оживления продаж коммерческих автомобилей мало скидок и акции, как это делают автосалоны легковых автомобилей. В продажах коммерческих автомобилей находит свое отражение конъюнктура таких отраслей, как строительство, масштабные инфраструктурные проекты, рост объемов перевозок и т.д. Возможно, подобный спад продаж произошел ввиду сезонности определенных отраслей экономики.